К Шапели, по Сиреневой аллее

Свершилось главное реставрационное событие года 100-летия музея-заповедника «Царское Село» – открыта для свободного посещения Шапель, самый романтический павильон Александровского парка, более семидесяти лет пребывавший в аварийном состоянии. Вместе с павильоном ожила Сиреневая аллея, которая проходит от Крестового канала до Розовой караулки. На ней высадили 70 кустов сирени исторических французских сортов, в том числе «Мадам Лемуан», «Шарль Жоли». Аллея обещает стать одним из самых красивых прогулочных маршрутов парка.

Павильон «Шапель» (от франц. chapelle — капелла) был сооружен по проекту Адама Менеласа на окраине Александровского парка в 1825–1828 годах в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем. Он представляет собой две квадратные в плане башни, одна из которых полностью «обвалилась», и соединяющую их арку. Для усиления «готического» образа в окно установили цветные стекла, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Фигуры были выполнены Василием Демут-Малиновским. Статую Христа (ныне она в собрании Государственного Эрмитажа) приобрела у известного немецого скульптора Иоганна Генриха фон Даннекера вдовствующая императрица Мария Федоровна и подарила своему сыну императору Александру I.

После революции Шапель открыли для посещения как музейный объект, но затем закрыли в связи с низкой посещаемостью. С 1931 года до Великой Отечественной войны в Шапели располагались жилые квартиры. Осмотр 1933 года зафиксировал весьма плачевное состояние павильона. В начале войны в нем установили зенитные орудия, над которыми была раскрыта часть кровли. В период фашистской оккупации это был наблюдательный пункт. В 1950–1951 годы произведены консервационные работы, в том числе капитальный ремонт кровли. В 1953-м создан проект реставрации, который не был реализован. В 1963 году принято очередное решение о реставрации павильона с последующим использованием под кафе-мороженое. Сведений о проведении этих работ нет. По некоторым сведениям, к 1966 году нижний этаж всё еще использовался под жильё…

В 2011 году была разработана проектно-сметная документация по реставрации павильона. В 2014 году проведена историко-культурная экспертиза проекта. В 2015–2016 годах в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» были выполнены первоочередные работы. В апреле 2017 года для последующей реставрации здания был на конкурсной основе определен подрядчик – компания «Лапин Энтерпрайз».

Специалисты выполнили большой объем ремонтно-реставрационных и инженерных работ. Крышу павильона изначально украшал флюгер в форме петушка, выполненный из меди, –  символ отречения апостола Петра. На флюгере были следы от пуль времен Великой Отечественной войны, а хвост полностью утрачен. На кровле установили копию петушка, в основание которого в июле 2018 года сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам. Интерьер часовни украшает роспись, имитирующая «готические» окна и  ткань со светло-голубым бордюром. Реставраторы провели консервацию сохранившихся фрагментов живописи. Потолок основного помещения капеллы имеет веерный свод, характерный для английских позднеготических построек. При его расчистке реставраторы обнаружили исторический колер.

Взамен статуи Спасителя в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны (Адини), дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Скульптура  происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда; последние десятилетия она хранилась в фондах музея.

Общая стоимость работ – 132 млн рублей. Они финансировались за счёт федеральной целевой субсидии и внебюджетных средств ГМЗ «Царское Село».

Отдел по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»