Все течения экспрессионизма

Н. Гончарова. Прачки. 1913

В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея 20 сентября открывается выставка «Экспрессионизм в русском искусстве». Она позволит выявить национальные черты этого течения и тенденции его развития на разных этапах, а также индивидуальные особенности творчества отдельных мастеров. Генеральным спонсором выставки выступил Банк ВТБ.

На экспозиции будут представлены около 350 произведений живописи, графики и скульптуры 1900-х – середины 1930-х из собрания музея. Наряду с шедеврами Марка Шагала, Павла Филонова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой будут показаны менее известные работы их коллег из различных художественных объединений. Впервые будет широко представлена печатная графика русского экспрессионизма – станковые гравюры, литографированные книги, плакаты.

В. Татлин. Матрос. 1911

Впервые в России и в мире столь многоликое интернациональное явление, как экспрессионизм, становится темой отдельной экспозиции. Она продолжает ряд монографических выставок Русского музея, посвященных крупнейшим течениям в отечественном искусстве начала ХХ века («Символизм в России», «Русский импрессионизм», «Неоклассицизм в России»).

Выставка построена по хронологическо-географическому принципу. Открывают экспозицию произведения 1900-х – 1910-х участников московских художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Продолжают ее произведения 1910-х, созданные петербургскими художниками, в частности, представителями группы «Мир искусства». Следующий зал посвящен творчеству петербургских экспрессионистов из объединения «Союз молодежи» 1910-х. Далее представлены московские художники 1920-х – начала 1930-х (объединения «Маковец», «Общество станковистов» и др.) Далее можно увидеть работы петроградских – ленинградских мастеров того же времени («Круг художников», МАИ и др.) Завершают экспозицию экспрессионистические произведения скульптуры и плакаты.

П. Филонов. Две головы.

Особое место отведено феномену так называемым «футуристических» книг – малотиражных поэтических сборников. Футуристические тексты в них были проиллюстрированы частично или полностью в приемах неопримитивизма и экспрессионизма. Эти книги были рассчитаны на узкий круг единомышленников и немногих любителей. Работая над ними, художники ориентировались не на издания XIX-XX вв., а на древние манускрипты. Книги Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского иллюстрировали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Василий Чекрыгин и Лев Жегин, Ольга Розанова.

П. Кончаловский. Мост. 1911

На экспозиции можно увидеть как признанные шедевры русского экспрессионизма, которые предстают в новом, необычном контексте, так и малоизвестные и крайне редко выставлявшиеся произведения. Ряд картин был отреставрирован специально к выставке. Среди них «Пейзаж с озером» (1913) Александра Яковлева, «Дама в шляпе» (середина 1910-х) Эдуарда Спандикова, «Обнаженный мальчик» (около 1910) Надежды Лермонтовой, «Фигура женщины» (1910-е) Михаила Ледантю, «Женский портрет» (1929) Павла Челищева и др.

Б. Григорьев. В экипаже. 1913

В ходе подготовки к выставке ведущий научный сотрудник Русского музея А.Б. Любимова установила авторство картины «Улица города» (конец 1910-х), которая несколько десятилетий числилась в собрании ГРМ как работа неизвестного художника. При исследовании под микроскопом на холсте была обнаружена подпись известного русского и советского живописца Рудольфа Френца (1888-1956).

Иллюстрации предоставила Пресс-служба Русского музея