Ни для кого не секрет, что строить наземное метро дешевле, чем подземное, а строительство открытым способом обходится в меньшие суммы, чем традиционные туннели. Но как быть, когда метро необходимо, а трогать существующую застройку нельзя? Интересный способ нашли при строительстве одной из веток метрополитена столицы Чили. Часть линий пустили по набережной реки Мапочо, параллельно действующим транспортным потокам. Еще одну ветку построили неглубоко под землей по дну реки, современные технологии гидроизоляции вполне справились с этой задачей. А одна линия прошла над рекой по виадукам. Метрополитен семимиллионного города стремительно развивается, он вписан в транспортные сети страны. Строить метро начали в 1969 году и за 47 лет создали более ста станций. Между тем Сантъяго-де-Чили находится в зоне высокой сейсмической активности, в горной местности, сложенной твердыми породами. Но чилийские строители и архитекторы проявляют находчивость и изобретательность. Интересно, что в Сантьяго есть даже линии метро, по которым курсируют короткие, в три вагона поезда, так удобнее и экономичнее для небольших районов.
Недостаточно развитая сеть метрополитена – серьезная проблема многих городов, в том числе Санкт-Петербурга. Наше метро глубокого залегания, дорогостоящее и трудоемкое. Настоящая подземка! Вопрос создания параллельной сети неглубокого и даже наземного «скоростного трамвая» обсуждается в городе чуть ли не два века. Здесь мог бы вполне пригодиться опыт чилийских коллег – строительство «подводного» метро можно было бы совместить с очисткой и дноуглубительными работами в акватории притоков Невы и каналов. Речь идет не о центре города. Но, например, дно Обводного канала могло бы стать круговой линией метро для юга нашего мегаполиса, так же можно было бы использовать Охту, Карповку, Смоленку, Ждановку, Екатерингофку. А как вам идея метро-виадука по набережным Невы в верхнем течении, в новых районах города? А ведь еще Охта, Славянка. Есть над чем подумать.