Итальянский художник Ливио Ческин влюбился в Санкт-Петербург с первого взгляда.
– Я абсолютно очарован вашим городом, он соткан из света, который меняется каждую минуту, отблесков воды и оттенков камня. Это роднит его с Венецией, хотя история у них совершенно разная, – говорил он, любуясь панорамой Невы, Адмиралтейством и Медным всадником с высокого крыльца здания Академии наук на Университетской набережной. Я опасливо поглядывал на хмурые облака, не хлынет ли дождь, а Ливио восхищался перламутровым цветом неба.
Венецию он называет своей художественной родиной, которая почти совпадает с географической. Ему повезло родиться в регионе Венеции, в городке Пьеве-ди-Солиго, что на холмах близ Тревизо. В Венеции закончил Государственный институт искусств, работал чертежником в архитектурном бюро, пока тяга к методичному, точечному постижению мира не привела его на курсы граверов Академии Рафаэля в Урбино. Но еще до поступления на курсы, не имея учителя, как прилежный ученик копировал работы корифеев, в частности, Рембрандта. Сильное впечатление произвели на него гравюры Тьеполо, у которого он перенимал умение передать «атмосферное ощущение света». Когда я сказал, что картина Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства» является символом Дня Мецената в Эрмитаже, Ливио сообщил, что накануне провел в этом великом музее целый день, не расставаясь с грифелем и блокнотом.
Он встретил как старых знакомых многофигурное «Поклонение волхвов» Яна Брейгеля старшего (медь, масло), завораживающую игрой света в цветовой гамме «Смерть св. Иосифа» Джузеппе Мария Креспи, «Вид на Пирну из замка Зонненштайн» Бернардо Беллотто, у которого когда-то брал уроки техники, и даже специально ездил в Саксонию, чтобы запечатлеть тот же вид. Равно как и своего любимого генуэзца Алессандро Маньяско, чьи фрагментарно освещенные композиции не раз копировал. А вот парочку бесценных досок Рубенса с живописью маслом увидел впервые! Но кульминацией впечатлений и смыслов было «Возвращение блудного сына» Рембрандта, не только живописца, но и графика необычайной силы. Ливио считает для себя честью, что в 2014 году удостоился персональной выставки в музее Рембрандта в Амстердаме.
В Северной Венеции он стал участником выставки «Ты ль Данту диктовала…», которая проходит в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Она посвящена 130-летию Ахматовой и прослеживает связи ее творчества с поэзией Данте Алигьери.
Известно, что в 1939 году Лидия Чуковская спросила Анну Ахматову, знает ли она итальянский. Та «ответила величаво и скромно», что всю жизнь читает Данте. В фонде музея хранится книга из личной библиотеки Ахматовой – антология итальянской поэзии (Данте, Ариосто, Петрарка, Тассо) 1833 года, испещренная пометками ахматовской рукой.
В 1924 году Анна Ахматова написала стихотворение «Муза», в котором узнает в своей Музе ту, что диктовала Данте страницы «Ада». Эту мысль вольно или невольно повторил художник Василий Калужнин, создавший в 1920-е «двойной» портрет, на котором Ахматова очень похожа на Данте. Портреты, как и антология из ахматовской библиотеки, как и живой голос Ахматовой, читающей «Слово о Данте», стали важными атрибутами выставки трех современных художников из Италии и России.
Это не иллюстрации, а самостоятельные творческие высказывания по мотивам поэзии Ахматовой. Так, Ася Немченок (Санкт-Петербург) представляет листы из серии «Akhmatova. Poems», коллажи, созданные в фотографической авторской технике. В едином времени и пространстве присутствуют арочные своды итальянских палаццо и окна квартиры поэта на набережной Фонтанки; Петербург и Царское Село, Рим и Флоренция.
Катя Марголис (Венеция) довольно часто включает фрагменты текстов в свои произведения. Она-то как автор замысла выставочного проекта и вовлекла в него Ливио Ческина, который признался, что именно благодаря Кате открыл для себя Ахматову – Поэта и Женщину, сумевшую с достоинством пройти круги ада XX века.
Ливио выбрал для разработки темы традиционную технику офорта и сухой иглы и жанр классического пейзажа, с включением в него вперемешку рукописных строчек Данте и Ахматовой и фасадов любимой Венеции. Подкрасив композиции акварелью, он сделал очертания предметов размытыми, несущественными, так что в итальянском ландшафте проступает Шереметевский сад.
Ливио Ческин – сложившийся мастер, нашедший свое место в художественном процессе. Он живет и работает в городке Монтебеллуна, в 30 км от места, где родился. Он член Королевского общества художников-граверов в Лондоне. В его активе несколько персональных выставок в Италии и за ее пределами, призы международных биеннале, дружба и сотрудничество с писателями, книги которых он иллюстрировал. При этом есть полная уверенность, что вдохновение Петербургом, Эрмитажем и Ахматовой привнесет новые оттенки света в его творчество.
Аркадий СОСНОВ
Фото автора и Ermanno Antonio Maschio